Ниже приведен справочник основных терминов, используемых при работе с Corteos Avia API.
— система взаиморасчетов между субъектами воздушного транспорта, основанная на системе продаж перевозок на нейтральном бланке авиабилета.
Суть системы в том, что нет необходимости в заключении двухсторонних договоров, а также ведения отдельной отчетности и перечисления выручки между агентством по продаже перевозок и каждым авиаперевозчиком.
Агентство, вступив в BSP, получает возможность продавать перевозки всех авиакомпаний, входящих в BSP, с другой стороны, авиаперевозчик, вступив в BSP, автоматически дает доступ к продаже своих рейсов всем агентствам-членам BSP. При этом всю работу по взаиморасчетам между участниками берет на себя BSP, т.е. агенты отчитываются в целом за все проданные билеты и перечисляют выручку в BSP, которое, в свою очередь, распределяет ее по авиаперевозчикам.
Объединения авиаперевозчиков и агентов по продаже BSP имеют региональный характер, т.е. в каждой стране (иногда в группе стран) – свое BSP.
В России действует BSP Russia. Из-за ограничений российского законодательства отношения между агентами и авиаперевозчиками в BSP Russia осложняются тем, что для доступа к продаже авиабилетов того или иного перевозчика необходимо заключение двухстороннего договора между агентством и авиаперевозчиком, поэтому набор доступных валидирующих перевозчиков у каждого агентства свой. Однако взаиморасчеты и отчетность производятся по общепринятой схеме. Все продажи в системе BSP проводятся на нейтральном стоке (бланках) BSP.
Для того, чтобы определить принадлежность авиабилета конкретному авиаперевозчику, применяется понятие валидирующий перевозчик.
в этом поле авиабилета указываются различные ограничения (restrictions) на перевозку по данному билету, а также возможность «передачи» (endorsement) пассажира другому перевозчику в случае, если пассажир по каким-либо причинам не сможет улететь на рейсе, указанном в билете.
— Passenger Name Record - в обиходе «бронь», «бронирование» – электронная запись в ГДС (система бронирования) (а также в АСБ авиаперевозчика – инвенторной системы), которая фиксирует закрепление за пассажиром (пассажирами), следующим(и) совместно по определенному маршруту, мест на всех рейсах этого маршрута. Т.о., кол-во забронированных в PNR мест на каждом рейсе равно кол-ву пассажиров в этом PNR.
PNR создаются во всех ГДС (система бронирования). PNR необходимо создавать в любом случае: и когда нужно просто закрепить (забронировать) за пассажиром места на рейсе, и когда пассажир уже готов купить билет, все равно создание брони является обязательным этапом, предшествующим оформлению билета (ticketing).
Для создания PNR требуется следующая информация:
Некоторые авиаперевозчики также требуют ввод дат рождения пассажиров, номеров и типов документов, удостоверяющих личность, и срока их действия.
По ряду направлений необходим ввод информации о визе.
На детей дата рождения обязательна.
Процесс создания PNR обычно включает следующие этапы:
Номер PNR в системе Амадеус 6-значный, состоит из латинских букв и цифр.
Номер PNR в системе Сирена 6-значный, состоит из кириллических букв и цифр.
Забронированные в PNR рейсы называются авиасегментами (air segment). После того, как PNR создано, на каждый авиасегмент должен прийти из инвенторной системы а/к номер PNR (record locator), присвоенный самой авиакомпанией. Только тогда можно быть уверенным, что места успешно забронированы. Обычно record locator а/к приходит мгновенно после создания PNR, но бывают задержки.
Авиакомпании часто объединяют тарифы в специальные группы, называемые семействами тарифов.
Каждое семейство характеризуется общими правилами применения тарифов, входящих в него:
— соглашение между двумя авиаперевозчиками о взаимном признании перевозочной документации, т.е. когда рейсы одного перевозчика могут продаваться под валидатором другого перевозчика (валидирующий перевозчик). Агентства, продающие перевозку, используют интерлайн-соглашения для оформления авиабилетов на рейсы тех перевозчиков, которые не входят в региональное BSP, с которыми у них нет двухстороннего договора в рамках BSP, а также для оформления единым авиабилетом маршрутов, отдельные части которых выполняются разными авиаперевозчиками. Сведения о наличии интерлайн-соглашений доступны в ГДС.
Пример: агентство хочет продать авиабилет на рейс AA (American Airlines) внутри США. Агентство и перевозчик являются членами BSP Russia, но у агентства нет договора с AA, поэтому агентство не может использовать в качестве валидирующего перевозчика AA. Но зато у агентства есть двухсторонний договор с Аэрофлотом, который имеет интерлайн-соглашение с АА. Поэтому агентство продает билет на рейс АА с валидатором SU (Аэрофлот).
Еще пример: агентство хочет продать билет Москва – Париж – Москва, причем туда рейс Аэрофлота (SU), а обратно – Air France (AF). Агентство может выписать 2 отдельных билета: Москва – Париж на SU, отвалидировав этот билет SU, и Париж – Москва на AF, отвалидировав этот билет AF. Но тарифы в одну сторону всегда дороже, чем один билет туда-обратно. Поэтому агентство, пользуясь наличием интерлайн-соглашения между AF и SU, оформляет 1 билет Москва – Париж – Москва, валидируя его SU.
Ряд авиаперевозчиков применяют ограничения по своим интерлайн-соглашениям, например, разрешают оформление билетов по интерлайну только при условии наличия в маршруте билета.
— классами (кодами) бронирования называются специальные однобуквенные коды, каждый из которых соответствует одному или нескольким уровням тарифа на авиаперевозку. Бронирование места в ГДС всегда происходит по определенному классу бронирования, определяя тем самым стоимость авиабилета. Распределение мест на рейсах по классам бронирования нужно авиаперевозчикам для управления доходами от продажи рейсов. Стоимость билета в разных классах бронирования может существенно (в разы) отличаться. При этом неважно, в каком классе бронирования был продан авиабилет, уровень сервиса для пассажира определяется только классом (подклассом) обслуживания.
В российской терминологии (ГДС Сирена) классы бронирования могут называться подклассами бронирования или тарифными подклассами.
Обычно есть устоявшиеся классы бронирования для каждого класса обслуживания, например:
— в международной практике называются уровни сервиса, которые получают пассажиры воздушного судна на борту.
В российской терминологии (ГДС Сирена) классы обслуживания иногда называют классами бронирования (что не совсем верно, и порой вносит путаницу, т.к. в международной практике классами бронирования называют совсем другое).
Внутри класса обслуживания некоторые перевозчики практикуют разбиение на «подклассы обслуживания», например, разбивание эконом-класса на премиум эконом и обычный эконом, предоставляя при этом пассажирам разных «подклассов обслуживания» различный уровень сервиса.
Каждому классу или подклассу обслуживания на рейсе соответствует один или несколько классов бронирования.
— служебный строковый параметр, который добавляется во все запросы, связанные с бронированием авиаперелетов. Предназначен для корректной аутентификации агентства и выдается службой поддержки Corteos после обращения по электронной почте.
— международная система кодировки географических объектов, авиаперевозчиков и типов воздушных судов (ВС).
Коды IATA - поиск на сайте IATA (официальный источник). С помощью данного поиска можно узнать:
В кодах IATA используются только латинские буквы и цифры.
Города – каждый город, имеющий хотя бы один аэропорт, имеет уникальный трехбуквенный код.
Например, MOW – Москва, LON – Лондон, MAD – Мадрид, LED – Санкт-Петербург.
Аэропорты – каждый аэропорт имеет трехбуквенный код. В ряде случаев код аэропорта может совпадать с кодом города, в котором он находится. Чаще всего это бывает, когда в городе только 1 аэропорт. (код аэропорта IATA - скачать список с datahub.io)
Например, коды аэропортов Москвы(MOW) таковы: SVO – Шереметьево, DME – Домодедово, VKO – Внуково.
В Санкт-Петербурге код аэропорта Пулково (LED) совпадает с кодом города – LED.
Авиаперевозчики – каждый авиаперевозчик - член IATA имеет уникальный двухсимвольный код, который может включать буквы и цифры. (код авиакомпании IATA - скачать список с openflights.org)
Например, SU – Аэрофлот, S7 – Сибирь, 4U – Germanwings.
Типы воздушных судов (ВС) – каждый тип ВС имеет уникальный трехсимвольный код, который может включать буквы и цифры.
Например, 737 –Boeing 737 (all series), 732 – Boeing 737-200, TU5 – Ту-154, CRJ – Canadair Jet.
Некоторые объекты (региональные российские перевозчики, региональные российские аэропорты и т.п.) могут не иметь кода IATA, тогда они имеют только код ЦРТ.
— перевозчик, заключивший на тех или иных коммерческих/технологических условиях договор с оперативным перевозчиком о праве продажи мест на рейсе оперативного перевозчика под своим кодом (code-sharing).
— признак того, что в данном предложении используется конфиденциальный тариф (него) авиакомпании,
открытый только для избранных агентств. bool GDSConnector. Structures. Offer. IsNegoFare
– используется только в Амадеусе.
Условные обозначения основаны на двух системах норм провоза багажа: весовой и системы количества мест.
— т.к. не любую пару городов связывает прямое воздушное сообщение (прямые рейсы), то не всегда один участок перелета можно преодолеть одним рейсом. Иногда требуется лететь последовательно двумя или тремя рейсами отдельными прямыми рейсами, чтобы из пункта отправления попасть в пункт назначения. Эти рейсы называют стыковочными, а те пункты (города), где осуществляются пересадки с одного рейса на другой – пунктами пересадки (стыковки), разумеется, пункт прилета первого рейса является пунктом вылета следующего. Стыковочные рейсы образуются независимыми друг от друга прямыми рейсами, в общем случае это рейсы разных авиакомпаний, каждый из них имеет свой номер, свой тип самолета и прочие характеристики. Стыковки бывают как в рамках одного аэропорта, так и с переездом в другой аэропорт того же города.
Стыковки строятся автоматически системами ГДС по специальным алгоритмам. При этом проверяется так называемое MCT (minimum connecting time, минимальное время стыковки) – время, требующееся для осуществления пересадки с рейса на рейс. В ГДС достаточно указать дату, начальный и конечный пункт участка перелета – и она подберет стыковки.
Однако перелет стыковочными рейсами используется не только в том случае, если между начальным и конечным пунктом нет прямых рейсов. Довольно часто перелет стыковочными рейсами стоит дешевле прямого рейса, а иногда он получается удобнее по времени вылета/прилета и т.п.
Не нужно путать стыковочные (пересадочные) пункты с пунктами отправления/назначения сегментов перелета. В терминах нашей системы участки (сегменты) задаются пользователем, и на этапе задания маршрута он не должен задумываться о том, какие пересадки пассажиру потребуется совершить, чтобы попасть из пункта отправления каждого участка в пункт назначения.
— это устоявшееся понятие, обозначающее 1 рейс.
– это пронумерованные бланки строгой отчетности (БСО), на которых оформляются авиабилеты.
Раньше сток представлял собой бумажные БСО, в настоящее время сток — это электронные бланки (фактически номера бланков).
Сток может принадлежать какому-то авиаперевозчику или быть нейтральным (ТКП система, зарубежные BSP),
т.е. принадлежать некоей системе расчетов (клиринга) между авиаперевозчиками.
Для оформления авиабилетов агентство использует доступные ему стоки, то есть электронные бланки тех владельцев (авиаперевозчиков или систем расчета),
с которыми агентство имеет соответствующие договоры.
Каждый владелец стока выделяет агентству доступный дапазон номеров бланков, которые агентство использует (расходует) для оформления билетов.
Если агентство оформило авиабилет с использование номера БСО какого-то владельца стока,
то этот владелец стока называется валидирующим перевозчиком для данного авиабилета.
— крайний срок удержания мест в PNR (Бронь, бронирование (PNR)) без оформления билета. Указывается в виде даты (Амадеус) или в виде даты и времени (Сирена).
— ТКП (Транспортная клиринговая палата) – система взаиморасчетов субъектов рынка авиаперевозок, действующая в России и некоторых странах СНГ, основанная на продаже перевозок на нейтральном бланке ТКП. Суть системы та же, что и в BSP. В отличие от BSP Russia, субъекты системы не нуждаются в наличии двухсторонних контрактов между агентством и авиаперевозчиком. В системе ТКП отсутствует понятие валидирующего перевозчика.
— любой маршрут состоит из отдельных частей (участков). Каждый участок:
— условия применения тарифов – правила, которые должны быть выполнены для применения тарифа.
УПТ устанавливаются перевозчиком и действительны на дату начала перевозки.
В УПТ могут быть оговорены:
— процесс бронирования мест (создание PNR) обычно начинается с просмотра экрана наличия мест на участках перелета на выбранную дату. Экран наличия мест представляет собой список прямых (если они есть) и стыковочных рейсов с указанием наличия мест в классах бронирования по всем классам обслуживания, времени отправления/прибытия по каждому рейсу, типу воздушного судна, общему времени в пути.
— это электронная запись в базе данных авиакомпании, содержащая данные о пассажире, маршруте следования, примененном тарифе и подтверждающая сделку по договору авиаперевозки.
Электронному билету присваивается уникальный номер бланка из стока валидирующего перевозчика, состоящий из 13 цифр, первые 3 из которых – цифровой код валидирующего перевозчика.
В качестве подтверждения того, что электронный билет оформлен, пассажиру высылается в электронном виде или выдается в распечатанном виде на руки маршрут-квитанция (itinerary receipt), которая содержит полную информацию о маршруте, ФИО пассажира, классе обслуживания, дополнительных услугах и т.п.